"Я АКТИВ!" Антикризисный консультационный психологический центр

Напишите нам

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Мы работаем

Пн-Пт с 9:00 до 21:00
Редактировать страницу

Рекомендация по психопрофилактической работе с несовершеннолетними

РЕКОМЕНДАЦИИ по психопрофилактической работе с несовершеннолетними (15-18 лет) и с их семьями, находящимися в социально опасном Рекомендации

1. Общие Рекомендация

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 2. Ст. 26), Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации» (п. 2 ст. 54), от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», от 02.07.1992 № 3185 – 1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р (ред. от 18.03.2021) «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года».



Основные понятия, используемые в настоящем Рекомендации:

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в психо-социально опасном положении – лицо, которое вследствие безнадзорности, беспризорности, агрессии, насилия, неправомерных действий третьих лиц, отсутствия контроля и воспитания со стороны родителей или законных представителей, иных ответственных лиц, находится в обстановке, представляющей потенциальную опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия, подвергается насилию, буллингу (травле), не владеет социальными и личностными жизненными навыками, иными необходимыми для полноценной жизни и развития знаниями, находится в психотравматической ситуации, имеет суицидальные мысли и намерения;

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

негативные психолого-социальные явления: девиантное или противоправное поведение несовершеннолетнего, отсутствие жизненно важных психологических знаний (о личности, о коммуникациях, о самооценке, о ценностях, о психологической и физиологической безопасности) внешний психологический конфликт или поведенческий протест, внутренние (личностные) или внешние (социальные) конфликты, социально-психологическая нестабильность, наличие суицидальных мыслей или проявлений в поведении;

семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не владеют необходимыми социально-психологическими знаниями, не исполняют своих обязанностей по воспитанию детей, по их обучению (в том числе обучению вопросам ментально-психологической безопасности), по их содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, либо игнорируют их потребности;

семья «группы риска» - семья, которая в силу различных неблагоприятных социально-экономических, социально-демографических, психолого-педагогических и других факторов не может создать надлежащие условия воспитания детей и которая нуждается в социальной и психологической поддержке и помощи для более успешного выполнения своих функций по содержанию и воспитанию детей;

индивидуальная психопрофилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психологическому просвещению, реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, устранению негативных социально-психологических явлений;

профилактика безнадзорности, правонарушений, социальной и психологической нестабильности несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических, психологических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям, появлению травмирующих и антиобщественных действий несовершеннолетних, которые осуществляются в совокупности с индивидуальной психопрофилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном Рекомендации;

социально-психологическая реабилитация – формирование новых, восстановление утраченных или ранее невостребованных социально значимых навыков, качеств и психологических характеристик личности, направленных на формирование психологической и ментальной безопасности;

опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.



2. Основные задачи:

Основными задачами в психопрофилактике социально - психологического неблагополучия, противоправного поведения, социальной и психологической нестабильности несовершеннолетних является:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, противоправного поведения, социальной и психологической нестабильности несовершеннолетних;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-психологическое просвещение и психопрофилактика негативных психолого-социальных явлений в жизни и поведении несовершеннолетних;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям;

- психопрофилактика девиантного и противоправного поведения, агрессии и буллинга (травли), конфликтов, психологической и социальной нестабильности, суицидальных мыслей и поведения несовершеннолетних и лиц, их окружающих.



Критерии определении несовершеннолетних и семьи, находящейся в социально опасном Рекомендации:

Критерии определения несовершеннолетних и семей,

находящихся в социально-психологическом опасном положении


СО СТОРОНЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Девиантное или противоправное поведение, психологический протест, конфликты, социально-психологическая нестабильность, наличие суицидальных мыслей или поведения

2. Бродяжничество, попрошайничество, уклонение от посещения занятий в школе, конфликты с одноклассниками, учителями, родителями, участие в буллинге (травле) как в роли агрессора, так и в роли жертвы

3. Употребление наркотических средств и (или) психотропных веществ без назначения врача, злоупотребление спиртными напитками.

4. Содержание в специализированном учреждении для несовершеннолетних, Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, постановка на учет в детской комнате полиции, применение административного наказания или взыскания, совершение общественно опасных деяний

5.Отсутствие у подростка необходимых социальных и личностных жизненных навыков, необходимых для полноценной жизни и развития знаний, нахождение в психотравматической ситуации, при отсутствии взрослых, готовых проводить психопрофилактику и просвещение подростка.


СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ и ИНЫХ ВЗРОСЛЫХ

1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию, защите прав и законных интересов несовершеннолетних:

- не обеспечивают обучение детей в школе, посещение детских дошкольных учреждений,

- не заботятся о состоянии здоровья детей (не соблюдают календарь прививок, не обеспечивают лечение ребенка во время болезни, профилактический осмотр ребенка узкими специалистами),

- не обеспечивают детей ежедневным питанием, одеждой и обувью по возрасту и сезону.

- не проводят социально - психологическое просвещение детей с целью формирования их психологического и ментального здоровья


2. Жестокое обращение с детьми:

психическое насилие над детьми (оскорбление и унижение достоинства ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция, угрозы в адрес ребенка, манипуляции),

физическое насилие над детьми (побои, истязания, нанесение физических повреждений ребенку, которые могут привести к серьезным нарушениям физического и психического здоровья или отставания в развитии и даже к смерти ребенка),

покушение на половую неприкосновенность детей (вовлечение ребенка в действия сексуального характера).

3. Отрицательное психологическое влияние родителей / педагогов / старших по возрасту детей /, формирующее у детей страхи, фобии, конфликтное поведение, протесты, депрессии, апатию, суицидальные мысли и поведение.

4. Злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств и (или) психотропных веществ без назначения врача.

5. Бродяжничество родителей, отсутствие места жительства семьи, антисанитарные условия проживания и быта.

6. Нежелание родителей работать и вставать на учет в ЦЗН при отсутствии работы.

7. Привлечение к уголовной и (или) административной ответственности, освобождение из мест лишения свободы.

Порядок организации индивидуальной психопрофилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном Рекомендации

Для работы с детьми от 5 до 15 лет требуется письменное согласие родителей на психопрофилактическую и просветительскую работу несовершеннолетнего с психологом. Форма согласия размещена на официальном сайте Центра

https://center-active.ru/uslugi/soglasie-roditelya

Для работы с детьми от 15 до 18 лет не требуется письменное согласие родителей на психопрофилактическую и просветительскую работу несовершеннолетнего с психологом, в соответствии с нормами права, указанными в п.1 настоящих Рекомендаций.

В целях предупреждения безнадзорности, беспризорности, девиантного или противоправного поведения, психологического протеста, конфликтов, социально-психологической нестабильности, суицидальных мыслей или поведения, а также с целью выявления и устранения причин и условий, способствующих этому, психологам рекомендовано проводить:

- просветительская беседа с несовершеннолетним с целью выявление фактов социально опасного Рекомендация;

выявление факторов, влияющих на появление негативных социально-психологических явлений у подростка;

формулирование и проведение психолого-социального просвещения несовершеннолетнего с целью психопрофилактики данных негативных психологических явлений.


Основной задачей проведения психопрофилактической беседы психолога с подростком является получение психологических знаний и социальных навыков, снятие психологического напряжение, формирование и укрепление здоровой самооценки, профилактика негативных социально-психологических явлений, формирование психологического и ментального здоровья и безопасности подростка.


Психологи обязуются ознакомится с данными Рекомендациями и выполнять их в полном объеме в своей самостоятельной психопрофилактической и просветительской работе с подростками.