Конфликт — это столкновение разных интересов, целей, потребностей, ценностей. «Битва разностей». Эту
битву всегда сопровождают негативные эмоции — гнев, раздражение, злость, обида, ярость. Последствия
любого конфликта, прожитого на неосознанном бурном эмоциональном фоне — стрессы, расставания,
санкции, манипуляции.
Сейчас набирает популярность «психология конфликтов» — или, иными словами, умение из конфликта взять
полезное и обернуть его в пользу.
Предлагаем 4 способа минимизации негативного проживания конфликтов.
1. Уклониться от ссоры. Есть отличная поговорка — плохой мир лучше хорошей войны.
Если конфликт не глубинный и не затрагивает жизненно важных сфер — иногда лучше его «размазать», сохраняя свой эмоциональный фон и возможность спокойного решения спорного вопроса. Инструмент — «давайте обсудим это завтра». Завтра эмоции и решения уже точно будут другими.
2. Уступить. Возможно, решение в этот раз будет не в вашу пользу. Но никто не отменял ваше право обозначить границы. Инструмент — вы соглашаетесь с оппонентом, но предупреждаете, что какие-то явления, всплывшие в данной конфликтной ситуации, для вас просто неприемлемы. И во второй раз вы просто перестанете с этим человеком общаться. Удастся и конфликта избежать — и проговорить важные вещи, расставить «точки над И»
3. Найти компромисс. Всегда, даже самые тяжелые вопросы, можно решить переговорами. Если стороны на эти переговоры — а значит на поиск совместного решения — настроены. Подумайте, что для вас важнее — поломать копья, поссориться, получив свои психологические бонусы (эмоциональную разрядку, поглаживание своего ЭГО, участие в конфликте «жертва-тиран-спасатель», подарок самооценке) — или реально найти работающее решение для вас и оппонента. Инструмент — давай подумаем, какие цели преследуешь ты (оппонент), а какие — я.
Где у нас точка соприкосновения? Там живет решение конфликта.
4. Сосуществование или даже сотрудничество. Всегда можно найти более-менее подходящие варианты решения конфликта, без ссоры. Например, взрослые родители и взрослые дети, живущие совместно — проговорить «болевые точки», договориться, указать друг другу на допустимое поведение. Директор и подчиненный — без свидетелей, без коллектива — обсудить, что мешает вместе работать на прибыль и как это исключить, одному — уменьшить контроль, другому — увеличить инициативу, обоим снизить градус эмоций. Соседи по парковке — обозначить границы для своего автомобиля, обговорить время парковки и пожать друг другу руки. Инструмент — со-трудничество — это совместный труд на результат.
Найдите свои ресурсы и попробуйте «расшевелить» ресурсы оппонента на совместное определение действий. Конфликт — это поиск психологических «плюшек» и выгоды. В любом конфликте выгоды есть у каждого. Распознайте их и пустите в дело. Если вы найдете свои — без ранящих душу слов и эмоций — вы уже победитель.
А если обозначите выгоды оппонента и учтете его пожелания — вы уже не конфликтующие, а сотрудничающие стороны. А это всегда продуктивнее. И безболезненнее. Если не получается самостоятельной выйти из конфликта — Психологический центр Я АКТИВ! — для вас, бесплатно, онлайн, профессионально. Заходите на сайт www.center-active.ru оставляйте заявку, наши психологи обязательно помогут.