«Конфликт: 4 способа «ссориться» правильно»
Конфликт — это столкновение разных интересов, целей, потребностей, ценностей. «Битва разностей». Эту
битву всегда сопровождают негативные эмоции — гнев, раздражение, злость, обида, ярость. Последствия
любого конфликта, прожитого на неосознанном бурном эмоциональном фоне — стрессы, расставания,
санкции, манипуляции.
Сейчас набирает популярность «психология конфликтов» — или, иными словами, умение из конфликта взять
полезное и обернуть его в пользу.
Предлагаем 4 способа минимизации негативного проживания конфликтов.
1. Уклониться от ссоры. Есть отличная поговорка — плохой мир лучше хорошей войны. Если конфликт не
глубинный и не затрагивает жизненно важных сфер — иногда лучше его «размазать», сохраняя свой
эмоциональный фон и возможность спокойного решения спорного вопроса.
Инструмент — «давайте обсудим это завтра». Завтра эмоции и решения уже точно будут другими.
2. Уступить. Возможно, решение в этот раз будет не в вашу пользу. Но никто не отменял ваше право
обозначить границы.
Инструмент — вы соглашаетесь с оппонентом, но предупреждаете, что какие-то явления, всплывшие в
данной конфликтной ситуации, для вас просто неприемлемы. И во второй раз вы просто перестанете с этим
человеком общаться. Удастся и конфликта избежать — и проговорить важные вещи, расставить «точки над И»
3. Найти компромисс. Всегда, даже самые тяжелые вопросы, можно решить переговорами. Если стороны на
эти переговоры — а значит на поиск совместного решения — настроены. Подумайте, что для вас важнее —
поломать копья, поссориться, получив свои психологические бонусы (эмоциональную разрядку,
поглаживание своего ЭГО, участие в конфликте «жертва-тиран-спасатель», подарок самооценке) — или
реально найти работающее решение для вас и оппонента.
Инструмент — давай подумаем, какие цели преследуешь ты (оппонент), а какие — я. Где у нас точка
соприкосновения? Там живет решение конфликта.
4. Сосуществование или даже сотрудничество. Всегда можно найти более-менее подходящие варианты
решения конфликта, без ссоры. Например, взрослые родители и взрослые дети, живущие совместно —
проговорить «болевые точки», договориться, указать друг другу на допустимое поведение. Директор и
подчиненный — без свидетелей, без коллектива — обсудить, что мешает вместе работать на прибыль и как это
исключить, одному — уменьшить контроль, другому — увеличить инициативу, обоим снизить градус эмоций.
Соседи по парковке — обозначить границы для своего автомобиля, обговорить время парковки и пожать друг
другу руки.
Инструмент — со-трудничество — это совместный труд на результат. Найдите свои ресурсы и попробуйте
«расшевелить» ресурсы оппонента на совместное определение действий.
Конфликт — это поиск психологических «плюшек» и выгоды. В любом конфликте выгоды есть у каждого.
Распознайте их и пустите в дело. Если вы найдете свои — без ранящих душу слов и эмоций — вы уже
победитель. А если обозначите выгоды оппонента и учтете его пожелания — вы уже не конфликтующие, а
сотрудничающие стороны. А это всегда продуктивнее. И безболезненнее.
Если не получается самостоятельной выйти из конфликта — Психологический центр Я АКТИВ! — для вас,
бесплатно, онлайн, профессионально. Заходите на сайт www.center-active.ru
оставляйте заявку, наши психологи обязательно помогут.